Андрей, спасибо Вам за отзыв и за высокую оценку меня как экскурсовода.
Не могу тоже здесь читать лекцию, но хочу прокомментировать
читать дальше
некоторые моменты.
В Вашем рассказе причина и следствие поменялись местами. Национальный романтизм, как архитектурное направление, зародился в Финляндии вместе с ростом национального самосознания в конце 19 века и возросшим интересом финнов к истокам собственной культуры (о чем я Вам и рассказала, обратившись к истории Финляндии и Хельсинки), а не в результате и не под влиянием упоминаемых Вами выставок.
Скорее, выставки, организуемые С. Дягилевым и «Миром искусства», были вызваны интересом к зарождающему стилю, который затем также дал начало петербургскому модерну, а не наоборот.
Поэтому упоминание о Дягилеве и о знакомстве Э. Сааринена с русским художниками и «мирискусниками» и о том, что он являлся членом Санкт-Петербургской Академии художеств было бы обязательным, если мы с вами гуляли по Санкт-Петербургу, и говорили о петербургском модерне, но мы с Вами были в Хельсинки, и моя задача была - показать вам финский модерн.
В 1899-1900 году Э. Сааринен и его компаньоны уже построили павильон Финляндии в Париже к Всемирной выставке, и это событие считается официальным «началом» развития нац. романтизма. Знаменитый дом Тальберга, который мы с Вами видели, построен в 1897-1898 годах, до дягилевских выставок. Все значимые здания Э. Сааринена (Дом врачей, Олофсборг, Похьола, Виттряск были построены в 1900 – 1903 годах), а действительным членом Академии художеств он стал в 1906 году, из чего следует, что звание члена Академии художеств ему дали за уже имеющиеся постройки.
Приятно, что готовясь к экскурсии (или после нее? Иначе бы, наверное, Вы задали бы этот вопрос в процессе, мне казалось, что мы во время прогулки мы все время находились в диалоге и прекрасно контактировали), Вы обратились к википедии и нагуглили этот пресловутый абзац про связи между финским и русским искусством, он упоминается и перепечатывается у всех блогеров, решивших написать про северный модерн.
Я считаю более интересным, важным и имеющим непосредственное отношение к архитектурным памятникам финского модерна тот эпизод жизни Э. Сааринена, о котором я Вам и рассказала - о его карьере в Америке, и о творческой связующей между часовой башней жд вокзала Хельсинки (который тоже вошел в «пару мест») и американскими небоскребами 1920-х годов, жаль, что она не произвела на Вас впечатления.
Мы попали с Вами не в парочку мест, а в целый район, где мы внимательно рассматривали дом за домом, заходили во дворы, обсуждали детали (балконы, двери, декор, планировку квартир, расстекловку окон, образ жизни тогдашних жильцов этих домов), я рассказала Вам о знаменитых жителях этого района, например, о Туве Янссон, «маме» муми-троллей, известных на весь мир.
Возможно, ошибкой было мое предложение (по пути к стартовой точке) познакомить вас с современной архитектурой Хельсинки, провести Вас (и зайти внутрь) мимо таких значимых сооружений, как новая библиотека «Ооди», так как Вы сказали, что интересуетесь архитектурой в целом. Видимо, то дополнительное время, потраченное «сверх» программы, забрало на себя часть Вашего внимания, и «передозировка» информации дала о себе знать, поэтому целый район с плотной, сплошной застройкой в стиле модерн показался Вам лишь «парочкой интересных мест».