1. Мир
  2. Отдых на яхтах

Водный туризм: организация, правила и техника безопасности

Содержание статьи
null

Каждый турист-водник должен быть знаком с правилами, установленными для движения по воде. На реке, на которой производятся постоянное судоходство и сплав, во избежание аварий необходимо строго соблюдать правила, установленные международными законами для всех водоемов. Ниже даются и некоторые советы по самому ходу и остановкам.

Предостерегательные знаки

Обязательно обращайте внимание на предостерегательные знаки
Обязательно обращайте внимание на предостерегательные знаки
  • На всех реках, где существует регулярное судоходство, для указания фарватера и мелей установлены плавучие и береговые знаки. К плавучим знакам относят вехи и баканы, к береговым – перевальные столбы и створные знаки.
  • На морях все опасности (подводные камни, отмели) ограждают вехами, которые в зависимости от места установки по отношению к месту опасности имеют особый цвет и форму верхнего голика.

Нордовая и зюйдовая вехи окрашены в красный цвет и имеют голики с раструбом вверх. Вестовая и остовая вехи окрашены в черный и белый цвета и голики у них с раструбами вниз. Для обозначения опасности, занимающей небольшое пространство, ставят крестовую веху.

На реках вехи и баканы также имеют два цвета: по правой стороне течения установлены красные, а по левой стороне – белые. Следовательно, если вы поднимаетесь вверх по течению и впереди виден красный бакан, значит слева от него есть мелкое место.

Створные знаки ставят на обоих берегах реки и обязательно попарно. Совмещая по линии зрения знаки одного берега, можно точно определять направление фарватера.

Перевальные столбы бывают в местах, где фарватер реки переходит от одного берега к другому.

Для обозначения глубины на перекатах ставят береговые мачты с перекладинами. На них подвешиваются шары и цилиндры, при помощи которых указывают глубину переката в метрах.

Ночью все плавучие и береговые знаки освещены фонарями со стеклами соответствующего цвета.

Отличительные огни

Все суда в ночное время оснащены отличительными огнями
Все суда в ночное время оснащены отличительными огнями

По ночам, от захода и до восхода солнца, все суда не только на ходу, но и во время стоянок должны иметь отличительные огни. Для лодок это правило обязательно только на судоходных реках.

Паровые и моторные суда при движении снабжают четырьмя огнями:

  • наверху передней мачты или на трубе яркий белый огонь (топовый);
  • на правом борту – зеленый;
  • на левом борту – красный;
  • на корме выставляют белый огонь.

Судно, идущее с буксиром, имеет помимо указанных еще и добавочный – белый огонь, который помещают ниже топового на расстоянии 1 м. Парусные суда выставляют два белых огня – один под другим. Бортовых огней у них нет. Все суда, стоящие на якоре или у пристани, поднимают в передней своей части один белый огонь. Белым огнем на носовой части снабжаются и гребные лодки.

Встреча с судами

По существующим правилам при движении по рекам все мелкие суда должны уступать дорогу более крупным. При встречах судно, идущее вниз по течению, обязано показать флагом или фонарем свой курс. Отмашку делают с той стороны, где показывают путь встречному судну. В ответ на это такого же значения сигнал дают и с встречного судна. Перед сигналом дают свисток или удар в колокол.

При встречах с пароходами лодки не должны проходить на близком расстоянии, чтобы не попасть на волну.

Стоянки

Правила швартовки лодок
Правила швартовки лодок

Лодка может делать остановки у берегов в любом месте. Пришвартовываться к пристаням и стоять у береговой территории действующих промышленных предприятий запрещают.

При остановке на ночлег лодку лучше вытащить на берег. Возле нее можно разбить лагерь, под рукой должны быть продукты и одежда. Во время дождя, когда нет палатки, лодку можно использовать, как крышу, для этого ее повертывают вверх дном и подпирают с одной стороны камнями или бревнами.

Бросать якорь в местах, где по дну проходят кабели, водопроводные трубы и пр., запрещают. Нельзя также привязывать лодку к плавучим и береговым знакам.

Проход под мостами

Проход на лодке под мостом
Проход на лодке под мостом

По пути иногда приходится проходить под мостами. В этих случаях необходимо строго придерживаться установленных правил. Если мост железнодорожный и находится под особой охраной, проход возможен только в том случае, когда на это есть при себе письменное разрешение, о чем следует позаботиться заблаговременно (за месяц, даже за два до выезда). Заявления подают в управление соответствующей железной дороги.

Подход к мостам, находящимся под особой охраной, огражден береговыми знаками: на расстоянии 1 км выше по течению, считая от моста, и на расстоянии 200 м ниже по течению устанавливаются мачты. Днем на них можно видеть путейский флаг, ночью – зеленый фонарь. Эти знаки указывают границу, дальше которой проходить без специального разрешения нельзя. Нарушение этого правила преследуется по закону.

Если указанные знаки отсутствуют, значит проход разрешается. Лодку следует вести под пролетом, обозначенным щитом белого или какого-либо другого цвета, но только не красного. Ночью на этих пролетах зажигаются два зеленых створных огня. Красный цвет указывает путь для пароходов и теплоходов.

Плавание по морю

Правила безопасности плавания по морю
Правила безопасности плавания по морю

Море таит в себе самые неожиданные опасности. Быстрая перемена погоды, внезапный шквал, буря — все это может причинить большие неприятности, а в некоторых случаях окончиться катастрофой. Даже опытнейшие рыбаки, с детства знающие все опасности моря, попадают иногда в тяжелое положение. Тем более следует об этом помнить новичкам-туристам.

Нужно взять за правило никогда не пускаться далеко в открытое море. Держаться следует на взморье на виду у берега и то только в тихую погоду. Выходить в море при сильном ветре рискованно: ветер вызывает не только большую волну, с которой трудно справиться, но и пристать обратно к берегу бывает нелегко, особенно когда ветер дует со стороны моря. Налетающие гребни волн захлестывают лодку и последняя может быть с размаху выброшена на берег, что особенно опасно, когда он каменистый.

Снаряжение

Снаряжение для водного путешествия в отношении одежды и продуктов, в общем, будет такое же, как и для пешеходного туризма. Здесь даже можно позволить себе некоторую роскошь, пользуясь тем, что все вещи будут находиться в лодке и их не придется таскать на себе. Можно взять лишнюю посуду, снасти для рыбной ловли и охотничье ружье, так как в прибрежной полосе всегда найдется возможность поохотиться на водоплавающую дичь. В последнем случае необходимо захватить с собой удостоверение на право охоты, чтобы на основании этого документа получить соответствующее разрешение на месте.

  • Следует учитывать, что на воде по вечерам бывает холоднее, чем на суше, поэтому нужна более теплая одежда. Суконная, даже ватная куртка может оказать большую услугу.
  • Не считая весел и руля, которые являются обязательной принадлежностью каждой лодки, для длительных путешествий в лодке понадобится еще некоторое специальное снаряжение.
  • Якорь желательно иметь морского типа со съемным штоком. Если достать его окажется трудным, можно ограничиться «кошкой». К якорю потребуется цепь или пеньковая веревка длиной до 8-10 м.
  • Дополнительно следует взять еще одну веревку, метров до 20. Она нужна для причала и для хода «бечевой».
  • Для измерения глубин и отталкивания от берега и на мелях необходимо иметь деревянный шест (багор), оканчивающийся железным наконечником с крючком. На больших лодках, где он особенно нужен, его можно во время хода привязывать к борту.
  • Для выплескивания воды из лодки нужен небольшой черпак. Можно еще дополнительно взять тряпку или губку.
  • Во время стоянок потребуется нарубить дров для костра, для чего нужен топор. Он понадобится и для починки лодки и всяких других целей. Нелишне кроме топора взять еще небольшой молоток, стамеску, гвозди и починочный материал.
  • На ночных привалах постоянно необходим фонарь.