В 1931 году она была объявлена Историко-художественным памятником, а в 2000 признана Наследием человечества и занесена в список ЮНЕСКО в составе ансамбля каталонских романских церквей Vall de boi.
История
Датировка освящения от 1123 года известна по надписи на колонне.
Освящение церкви ассоциируется с окончательным возвратом к власти Barbastro y Zaragoza. Согласно этой версии, rey de Aragn, Alfonso el Batallador наградил захваченными в плен армиями, участвовавшими в захвате этих территорий. Среди них были бы такие каталонские персонажи, как графов Pallars y Erill. Vall de boi был под феодальным господством семьи Erill, с которой епископ Рамон де Род поддерживал тесные отношения. Таким образом, фрески Sant Climent de Tall могли быть следствием этих благосклонностей.
С течением времени романские картины спрятали за retablos (алтарные украшения), пока в начале XIX века, с возвращением разума о мракобесии, с одной стороны, и стремлением к восстановлению каталонской культуры с ренессансом с другой, они не восстановили свою императивность.
Описание здания
Оно представляет собой базилику с тремя нефами, с одной абсидой и двумя асидолами по его бокам, что является самым большим центральным нефом по сравнению с двумя другими, плюс необычная башня, расположенная на южном фасаде в восточном направлении, очень близко к абсидам.
Нефы немного сходятся кверху. Планировка здания не тронута цивилизацией, с каменными нерезаными стенами. У них нет окон, а только двери — южная, западная и та, что даёт доступ к башне. Конструкция нефов очень примитивна.
Нефы разделены тремя колоннами каждый, цилиндрической формы, выполнены из амальгамированных камней. Некоторые из них выходят прямо из земли, в то время как другие оседают на очень простом фундаменте. Сверху они украшены воротником, с типичным поясничным декором, прежде всего экстерьером. У этих колонн отсутствуют капитулы. На арках и окнах можно увидеть более качественную и тщательную каменную работу.
Стены не имеют орнамента, и их прерывают только пустоты дверей. На абсидах применяется очень простое и гармоничное поясничное украшение. Центральный алтарь украшен группами из четырёх слепых, двойных аршин, разделённых половинами колонн. Над ними носится бурю из углов, похожая на ту, что была замечена в некоторых колоннах интерьера. Центральный кадр имеет окно, а над боками — небольшие щели. Асидолы также носят одинаковое поясничное украшение, но с группами из трёх слепых арок вместо четырёх. У них есть по одному окну.
Башня
Колокольня квадратная и освобождена, хотя и возведена очень близко к толще здания, под углом южной стены, рядом с приделом. Она высокая и стройная, как и все поясничные башни, построенные в Vall de Bo. Состоит из пяти этажей, заложенных на довольно высокой массивной сопке. Все башни в Vall de Bo следуют канону (или соотношению измерений) минаретов, которая состоит в том, что высота равна периметру. На четвёртом этаже башни есть небольшой колокол.
Романские фресковые росписи
Алтарь Сан-Клементе де-Таулл имеет el Pantocrtor в овале.
Романская фреска XI века (Лазарь ждёт у ворот богатыря) хранится в испанской Барселоне. Вначале вся стены были облицована полихромным декором — стенами кораблей, абсидами, колоннами. Некоторые из них сохранились в течение веков. Фрески алтаря были воспроизведены на месте с точной копией.
Художники анонимны, но мастер, расписавший центральную абсиду, признаётся в мире как maestro de Tahull. Это вполне сформировавшийся живописец, доминирующий в технике и знающий иконографию, находившуюся в употреблении в то время. Другой художник, расписывавший асидолы, имеет меньшую квалификацию.
Картины алтаря
Вся стена выступа в центре (диаметром 4 м) была покрыта фресками. На них нарисован el Pantocrtor в перламутровом овале, сидящим на поперечной полосе. На его плечах изображены греческие буквы y, изображающие Христа как начало и конец вещей. El Pantocrtor находится в благословенном положении со своей правой рукой, в то время как слева он держит открытую книгу, в которой можно прочитать: Я свет мира.
На Триумфальной арке изображён Агнец с нимбом и с рисунком креста, на лице которого вновь повторяется символ глаз (как апокалипсическое видение).
В Художественном музее Барселоны хранится фасад алтаря из Sant Climent de Tall, произведения XIII века. Его сцены посвящены житию этого святого. Вверху можно увидеть, как Sant Climent превращает Феодору вопреки воле её мужа Sisinio и сцену изобретения источника жизни, обозначенного el Cordero. В нижней части показан суда над Clemente перед el emperador Trajano и мученичеством, а также el milagro del arca marmrea (ковчега) появившегося вместе с живым ребёнком после того, как он достаточно долго находился в заключении.
Это один из шедевров европейского романского периода. Его гениальность заключается в сочетании элементов различных библейских сцен. По своей исключительности и живописной силе работы maestro de Tahull проецируются на современность и увлекают художников авангарда XX века, таких как Пикассо или Francis Picabia.
Заключение
Романская церковь Sant Climent de Tall построена в XII веке. С 30 ноября 2000 года находится под защитой ЮНЕСКО.